![]() |
Православное Ступино
|
Как должно молиться в церкви |
Рекомендуем
|
Источник: Православный молитвослов и псалтирь
Издание Сретенского монастыря 2002г. Православные христиане приняли от святых отцов и исполняют во всем мире следующие обычаи:1. Войдя во святой храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося: "Создавый мя, Господи, помилуй". "Боже, милостив буди мне грешному". "Без числа согреших, Господи, прости мя". 2. Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных молитв, и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. X, 25). 3. Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению святых апостолов и святых отцов; именно: при чтении Трисвятого ("Святый Боже"), "Приидите, поклонимся" и троекратного "аллилуиа" трижды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; также и при чтении: "Сподоби, Господи", а равно и в начале великого славословия ("Слава в вышних Богу"), и после слов священника: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше". После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом "Честнейшую Херувим" осенять себя крестным знамением и творить малый поклон. 4. Во дни будничные творить земные поклоны на литургии:
На утрени или всенощной, когда возглашается: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим". Во дни воскресные, а также от дня Св. Пасхи до вечера дня Св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и Воздвижения* святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские Соборы I и IV, ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову апостола: "Уже неси раб, но сын" (Гал. IV, 7), сынам же не подобает творить рабское поклонение. 5. Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: "Паки и паки, преклонше колена" и проч. — повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колени по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви он не допускается. Православные христиане, согласно уставу церковному, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги. 6. Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонять голову; лишь во св. седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: "Воистину воскресе". Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане. 7. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо это свойственно только иудеям, но правую, через которую преподается благословение. 8. Крестное же знамение, по учению святых отцов, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; о тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху, или по груди своей, сказано в Златоусте: "тому неистовому маханию беси радуются". Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать. ___________________________
*В этот день положено творить только три земных поклона перед крестом. |