Православное Ступино

Православное Ступино

Православный словарь

Начальная
Ступинское благочиние
Православные тексты
Православные статьи
Православный словарь
Молитвы
Четвероевангелие
Месяцеслов
Православные книги и диски
Фотогалерея
Рекомендуем
термобелье
Купить термобелье
ортопедический пояс
Купить пояс, бандаж

> главная - православный словарь буква А

 
A Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

     ААРОН - ветхозаветный первосвященник, брат Моисея . Упоминается в Пятикнижии Моисея. По Божественному повелению он и его сыновья были определены на особое священнослужение и посвящены Моисеем (Лев VIII). Избрание Аарона в сан первосвященника было впоследствии подтверждено тем, что из двенадцати жезлов, положенных главами колен Израиля на святая святых, расцвел только его жезл (Числ XVII). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа (см.Архиерей Великий, Евхаристия). Процветший жезл Аарона в христианской традиции понимается как один из прообразов воплощения Бога-Слова.

     АВРААМ (евр. - отец множества) - ветхозаветный патриарх, родоначальник избранного народа, призванный для сохранения истинной веры и заключивший завет с Богом (Быт XI-XXVI). Важнейшие эпизоды священной истории, связанные с Авраамом - явление трех ангелов в Содоме (см. Троица) и жертвоприношение Исаака, сына Авраама, понимаемое как прообраз новозаветной жертвы Христа. Лоно авраамово - 1. Иносказательное выражение, употребляющееся в священных текстах для обозначения места вечного блаженства (см. напр. Лк XVI, 22-23 - Притча о богатом и Лазаре). 2. В живописи один из сюжетов, служащих для изображения рая, используется, как правило, в композициях Страшного Суда. Обычно изображается сидящий Авраам с невинными душами (младенцами) на коленях или же Авраам, Исаак и Иаков, восседающие на тронах.

     АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ, преподобный (вторая половина XII - начало XIII века) - русский святой. Принял пострижение в монастыре Пресвятой Богородицы в Селище (близ Смоленска). Изгнан из монастыря завистниками. Был подвергнут епископскому суду и оправдан. В последние годы жизни управлял монастырем св.Игнатия. Общерусское почитание с 1547 года. Последователь палестинской ветви восточного монашества, а также преподобных Антония и Феодосия Печерских. Житие Авраамия, составленное, по преданию, его учеником Ефремом, известно только по спискам XVI - XVII веков. Память 21 августа (3 сентября).

     АГИОГРАФИЯ (греч. - описание святых) - раздел церковной истории и литературы, посвященный изучению житий и жизнеописаний святых, а также литературного, исторического, археологического, литургического и народно-культового материала, связанного с ними.

     АГНЕЦ (лат. - ягненок) - 1. Однолетний без всякого порока ягненок мужского пола, которого израильтянам было предписано вкушать с особыми обрядами при совершении праздника Пасхи - (Исх XII, 3-11, Числ IX, 10-12, Втор XVI, 2-6).
      2. Иносказание непорочности Иисуса Христа и Его искупительной жертвы за людские грехи (Ис 1-111, 7, Ин 1, 29, 36). Образ закланного агнца - Христа, чья искупительная жертва дает Ему право снять печати с Книги жизни, играет исключительно важную роль в христианской эсхатологии (Откр V, 6).
      3. Часть просфоры, которая вырезается на проскомидии и преобразуется затем в тело Христово.

     АКАФИСТ (греч. - пение несидальное) - особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, состоящее из 24 частей (12 кондаков и 12 икосов)сообразно числу букв греческого алфавита, с которых начинается каждая часть самого первого акафиста, посвященного Богоматери . Акафист было принято слушать стоя (в современной церковной практике - стоя на коленях).

     АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ - хвалебное песнопение в честь Богородицы, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Его первое исполнение предание относит к 7 августа 626 года (т.е. ко времени осады Константинополя персами и аварами), хотя составлен он был, по всей вероятности, несколько раньше, в V-VI веках. Первая половина акафиста (до кондака VII) посвящена изложению новозаветных событий, происходивших при участии Богородицы (Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Поклонение пастырей, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Сретение), остальная часть текста - прославление Христа и Богоматери. Иллюстрации Акафиста появляются в монументальной живописи и иконописи, начиная с XIV века, сначала в Сербии, а затем в России. К этому же времени относятся первые иллюминированные рукописи Акафиста.

     АЛЕКСЕЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ (V век) - один из самых популярных святых в Византии и на Руси, по происхождению римлянин. Сын богатых и набожных родителей, покинувший родительский дом в день собственной свадьбы. Прожил семнадцать лет на паперти храма Богородицы в Эдессе и еще семнадцать - в Риме, в доме собственных родителей, оставаясь неузнанным. Один из самых ярких примеров христианского терпения и смирения в подвиге добровольной нищеты. Древнейшее житие восходит к V-VI векам. Память 17 (30) марта.

     АЛЕКСИЙ, митрополит (между 1293-98 -1378 гг.) - русский святой. Сын черниговского боярина Федора Бяконта. Пострижение принял в 1304 году в московском Богоявленском монастыре. В 1340 году назначен помощником митрополита Феогноста, затем епископ владимирский, митрополит с 1354 года. После смерти Симеона Ивановича Гордого был наставником князя Дмитрия Ивановича (св.Дмитрия Донского) и фактическим главой правительства. Поддерживал Дмитрия в борьбе с тверскими и суздальско-нижегородскими князьями, выступал против притязаний литовских князей, стремившихся создать отдельную митрополию в Киеве, был сторонником соглашения с Золотой Ордой, куда ездил дважды. Основатель четырех московских монастырей: Чудова, Спас-Андрониковского, Алексиевского и Симонова. Погребен в кремлевском Чудовом монастыре. Обретение мощей - 1431 год, общерусское почитание с 1448 года. Память отмечается трижды: 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня) - обретение мощей и 5 (18) сентября - совместно со святителями московскими Петром, Ионой, Филиппом и Гермогеном.

     АМВОН (греч. - восхожу) - возвышенное место посреди храма перед Царскими Вратами, с которого диакон провозглашает ектению, читает Евангелие, а священник произносит проповеди. Обозначает ту гору, с которой проповедовал Христос (Нагорная проповедь), и тот камень, с которого ангел благовествовал женам-мироносицам о Воскресении Христовом (Мф XXVIII, 5-8, Мк XVI, 1-8, Лк XXIV, 1-9).

     АНАЛОИ (греч.) - особый стол, на который во время богослужения кладут Евангелие, крест или иконы.

     АНАФОРА (греч. возношение) - особая молитва (канон), являющаяся основной частью литургии и начинающаяся после чтения Символа Веры. Центральный момент анафоры возношение (поднятие над престолом) приготовленных для причащения Святых Даров.

     АНГЕЛЫ (греч. - вестники) - бесплотные существа, созданные Богом для исполнения Его воли и служения Ему; посредники между миром "горним" и миром "дольним". Приписываемый Дионисию Ареопагиту трактат "О небесной иерархии" содержит описание трех ангельских иерархий, каждая из которых делится на три чина.
      Высшая иерархия, предстоящая Богу "без посредства прочих": серафимы (евр. - пламенеющие) - наделенные пылкой стремительностью и силой очищения; херувимы (евр. - излияния мудрости) - способные принимать высшую мудрость и сообщать ее другим; престолы - "неподвижно и твердо прилепленные к Богу", раболепно Ему служащие, носящие Его. Средняя иерархия, отражающая принцип Божественного мировладычества и "совершенствующаяся посредством Божественных озарений, сообщаемых через чины первой иерархии": господства - наделенные даром преобразования в подобие Бога себя и всё, подчиненное им; силы - стремящиеся к восприятию Божественной энергии и обнаруживающие мужество и крепость во всех своих действиях; власти - уподобляющиеся источнику Божественной власти, устраивающие духовное владычество Бога.
      Низшая иерархия, характеризующаяся непосредственной близостью к "дольнему" миру: начала - способные управлять сообразно священному порядку; архангелы (греч. - ангелоначальники) - сообщающие Божественные озарения от начал к ангелам; и собственно ангелы - расположенные ближе всех к миру и покровительствующие людям. В сонме "небесных сил" христианская традиция называет нескольких архангелов, выделяя трех: Михаила - небесного архистратига, покровителя "Божьего народа и воинствующей церкви"; Гавриила (греч. сила Божья) - вестника, раскрывающего смысл различных событий, пророческих видений, а также предрекающего рождение Мессии (см.Благовещение) , Рафаила - целителя и спутника. Упоминаются также Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Более подробные сведения об ангелах содержатся в апокрифической книге Еноха.
      Наряду со сравнительно поздней композицией "Девять чинов ангельских" изображение первых трех чинов небесной иерархии используется, в соответствии с видением пророка Иезекииля (Иез 1, 4-28), в композиции "Спас в силах". Изображения ангелов и архангелов встречаются обычно в составе различных композиций и деисусных чинов (см.Деисус, см. также Собор архангелов).

     АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА - одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис IX, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций ("Сотворение мира" - "И почил Бог в день седьмый..." и др.).

     АНДРЕЙ КРИТСКИЙ (серед. VII в. - 726?) - святитель, один из отцов церкви, проповедник и гимнограф. Принял пострижение в монастыре св.Саввы в Иерусалиме, был секретарем иерусалимского патриарха Федора. При Юстиниане II (685-711 гг.) - архиепископ Крита. Выступал против монофизитства и иконоборчества. Автор нравоучительных проповедей и богослужебных канонов, среди которых особо выделяется "Великий покаянный канон" (около 250 тропарей). Сохранившаяся редакция жития восходит к XIV - XV векам. Память 4 (17) июля.

     АНТИМНИС (греч. - вместопрестолие) - четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением Христа во гробе (реже - креста с орудиями страстей и др.) и четырех евангелистов (по углам) и с зашитыми в углах частицами мощей. В некоторых случаях может заменять освященный престол. Принесение и возложение антимниса на престол предшествует совершению таинства причащения.

     АНТИФОН (греч. - противогласник) - ветхозаветные псалмы или их части, исполняемые двумя хорами (или же хором и солистом) попеременно, стих за стихом. Введение антифонного пения в храмовом богослужении большинство исследователей относят к IV веку.

     АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, преподобный (ок. 250 - 356 гг.) - христианский подвижник, проповедник и богослов, один из основоположников монашества. По происхождению копт. В течение 35 лет совершал аскетический подвиг в пустынях Египта, творя чудеса и преодолевая разнообразные искушения. Проповедовал в Александрии во времена гонений на христиан. Основатель ряда монастырей. Древнейшее житие Антония было составлено св. Афанасием Великим . Память 17(30) января.

     АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, преподобный (983 - 1073 гг.) - русский святой, основатель Киево-Печерской лавры, один из родоначальников русского монашества. Принял пострижение на Афоне. В 1028 году вернулся в Киев, где предавался отшельническому подвигу в пещере на Берестовой горе, увлекая своим примером будущих иноков Киево - Печерской лавры. Последние годы жизни провел в уединении, устранившись от управления монастырем. Упоминается совместно с преподобным Феодосием Печерским, принявшим от него пострижение. Память 10(23) июля.

     АПОКАЛИПСИС (греч. - откровение) - 1. Последняя по счету книга Нового Завета, в которой описано видение Иоанна Богослова на острове Патмос. В символических формах представляет конец мира, второе пришествие Христа, Страшный Суд над живыми и мертвыми и торжество праведников в Небесном Иерусалиме. Отдельные мотивы из этой книги используются в живописной композиции "Страшный Суд". 2. Название иконы, иллюстрирующей текст Откровения св.Иоанна Богослова ("Апокалипсис" из Успенского собора Московского Кремля и др.).

     АПОКРИФ (греч. - тайный, сокровенный) - произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Св.Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Св.Писания, не признанных церковью каноническими. Некоторые апокрифы, наряду с каноническими книгами, широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве (к апокрифическим источникам восходят изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Сошествия во ад, Успения Богородицы и др.).

     АПОЛОГЕТЫ (греч. - защитники) раннехристианские - защитники христианского вероучения и образа жизни в период гонений на христиан во II - III веках. Авторы полемических сочинений, направленных против язычества и ранних ересей.

     АПОСТОЛ (греч. - посланник) - наименование двенадцати учеников и спутников Христа, призванных им для проповеди евангельского учения. Список апостолов приводится в синоптических Евангелиях (Мф X, 2-4, Мк III, 16-19, Лк VI, 14-16) и в "Деяниях апостолов" (1, 13) - это братья Петр (Симон) и Андрей (Первозванный), братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (евангелист), Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Матвей мытарь (евангелист), Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (он же Иуда Леввей - автор новозаветного "Соборного послания апостола Иуды), Симон Зилот (Кананит) и Иуда Искариот. После предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий (Деян 1, 15-26). Число двенадцать соответствует числу двенадцати сыновей Иакова (двенадцать колен Израиля) - апостолам предстоит "на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых" (Мф XIX, 28).
      Христианская традиция распространяет наименование "апостол" и на некоторых других проповедников и основателей первых христианских общин, не бывших непосредственными учениками Христа. Уже в Новом Завете упоминается, что после избрания двенадцати Христос избрал "и другие семьдесят учеников" (Лк X, 1 ). Символическая оппозиция чисел 12 и 70 - оппозиция старого и нового Израиля (см. выше) - т. е. вселенской Церкви Христовой. В некоторых совместных изображениях двенадцати апостолов (прежде всего в изображении "Евхаристии") фигурируют также Павел и апостолы "из числа семидесяти" - евангелисты Лука и Марк взамен трех из канонического списка.

     "АПОСТОЛ" - богослужебная книга, включающая в свой состав ряд книг Нового Завета - "Деяния апостолов" и 21 послание апостолов Петра, Иакова, Иоанна, Иуды и Павла и содержащая указания на последовательность литургических чтений.

     АРХИЕРЕЙ (греч.- старший священник) - общее название для высших чинов из числа черного духовенства в православной церковной иерархии.

     АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ (СПАС АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ) одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя (см. Евхаристия). Формулируется на основе ветхозаветного пророчества - "Ты священник вовек по чину Мельхиседека" (Пс СIХ, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя (см. Царь Царей).

     АРХИМАНДРИТ (греч. - начальник овец) - титул настоятеля крупного мужского монастыря (лавры). В греческих источниках встречается, начиная с V века, в русских - с 1174 года.

     АСКЕТИЗМ (греч. - упражнение, подвиг) - добровольное подвижничество, основанное на следовании евангельским заповедям и советам. Одно из основополагающих (но не исключительное) понятий религиозной жизни, предполагающее духовную и нравственную дисциплину, а также физическое воздержание (умерщвление плоти). Смысл аскетизма - отрицание страстей, утверждение в добре и, в конечном счете, подражание Божественному естеству (Григорий Нисский). Получает широкое распространение в восточнохристианской практике с IV - VI веков.

     АССИСТ (лат. - присутствующий) - в иконописи лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд, волос и т. п. Символизирует присутствие Божественного света.

     АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ (293 - 373 гг.) - святитель, один из отцов церкви. Родился в Александрии, с 326 года - александрийский епископ. Участник Первого Вселенского собора, один из самых неутомимых и последовательных обличителей арианской ереси. Претерпел множество гонений, неоднократно высылался из Александрии. В середине IV века на протяжении определенного времени оставался единственным православным архиепископом. Автор исторических, полемических, апологетических сочинений и нравоучительных посланий, а также жития св.Антония Великого, первого в христианской литературе, послужившего образцом для средневековой агиографии. В полемике с арианами Афанасий Великий разрабатывает систему доказательств истинности воплощения второго лица Троицы - Иисуса Христа. Ему принадлежит также развернутое изложение учения о троичности Бога, единосущности и ипостасном различии и учения о существенных ипостасных свойствах. Память 18(31) октября.

       АФОН - гора на северо-востоке Греции, на полуострове Айон-Орос, центр православного монашества. Основание первых монастырей на Афоне относится к VI веку, со второй половины VII века весь Афон был передан инокам. В настоящее время на Афоне осталось 20 монастырей, из них 17 греческих и 3 славянских, в том числе 1 русский - Афонский Пантелеймоновский монастырь.